Зачем нужен печатный каталог продукции?
С помощью печатных каталогов продукции компании достигают маркетинговых целей: повышают клиентскую информированность о своей деятельности, получают лояльность целевой аудитории, «подогревают» потенциальных покупателей. Можно сказать, что это — нить, соединяющая производителя с клиентской базой.
Правильно оформленный печатный каталог продукции вызывает к себе интерес, содержит всю нужную информацию. Очень важно качество графического контента, печати и материалов изготовления. Небрежно сверстанный макет на тонкой, просвечивающейся бумаге не добавит статусу фирме. Скорее, наоборот.
История появления печатного каталога
Первый печатный каталог создали по той же причине, что и современные — необходимость коммуникации между производителем и покупателем. Дата изобретения такого формата — начало 70-х годов XIX века. Перед Аароном Монтгомери, разъездным торговцем из США, встал вопрос по продаже залежавшейся продукции. В сбыте не помогли ни скидки, ни коммивояжеры... и тогда в голову пришла идея задействовать почту.
Первый каталог имел вид стандартного листа с перечислением товаров и условиями заказа, что больше походило на современную листовку. Новинку восприняли отлично, и товары были распроданы очень быстро.
Поняв прибыльность вложения, Монтгомери создал производственную компанию Montgomery Ward. В первой половине XX века он поставил рекорд, создав 2-килограммовый каталог и выпустив его тиражом 2 млн экземпляров.
Позже компания-производитель первой начала выпускать каталоги на регулярной основе — два раза в год. В Европе использовать перечень продукции в таком формате стали только в 30-х годах ХХ века, но подача информации в них была гораздо лучше, чем в американских. Сказывался опыт заокеанских коллег и общая развитость печатных технологий на то время.
Современные каталоги мало походят на первые, неизменной осталась лишь концепция
Виды печатных каталогов и их назначение
Имиджевые. Акцент делается на презентации компании, ее истории и достижениях, подробная информация о товаре — на втором месте. Распространяются имиджевые издания путем почтовой рассылки или в качестве первичного продукта для ознакомления с деятельностью фирмы.
Рекламные. Представлен ассортимент товаров, их стоимость, действующие акции, скидки. Может быть включен прайс-лист на всю продукцию или на отдельные линейки. Распространяют рекламные каталоги с помощью почты или в местах продажи товаров / предоставления услуг. Этот вид продукции выпускается с привязкой к специальным предложениям, событиям.
Периодические. Издание выходит через фиксированные промежутки времени. В каждом выпуске — обновленная информация, пополненный спектр услуг, актуальные цены и акции.
Имиджевые каталоги могут быть в виде журналов
Создание каталога и особенности дизайна
В сети есть много шаблонов, которые помогут самостоятельно создать печатный каталог продукции. Их минус — в отсутствии индивидуальности и подстройки под необходимую продукцию. Общедоступные шаблоны могут использоваться другими фирмами и даже прямыми конкурентами, что в итоге приведет к потере индивидуального стиля компании.
Поэтому лучше всего разрабатывать дизайн под конкретные задачи с нуля. Процесс включает несколько этапов.
Разработка концепции и дизайна
Все начинается с определения ЦА, тематики, назначения печатного каталога, его объема/формата и метода распространения. Далее подбираются фотоматериалы, пишется контент. Завершающий пункт — создание макета.
Существуют программы для самостоятельной работы с макетами (MyBusinessCatalog, конструктор «Электронный заказ»). Увы, они предлагают все те же шаблонные решения без возможности индивидуализации.
Опытный дизайнер, например, при типографии, досконально знает правила составления макетов и органично расставит все элементы, добавить логотип, фирменный стиль компании-заказчика. Человеку без профильных навыков сложно достичь нужных результатов, поэтому для профессионального исполнения макета стоит обратиться к специалистам.
Дизайн каталога должен быть ярким, выразительным, продающим
Допечатный этап
После утверждения оригинал-макета следует выбор технических характеристик печати. Все зависит от технологии, которая будет применена, и оборудования. Допечатная подготовка макета осложнена тем, что у разных типографий разные требования. Вот почему лучше отдать верстку в руки дизайнера конкретной типографии — он выставит все параметры четко под требования имеющегося оборудования.
Иногда требуется проведение цветопроб, чтобы определить правильность подбора оттенков. Суть процесса — в предварительном просмотре палитры в печати. Это позволит исключить несоответствия отпечатка оригинал-макету.
Цветопроба важна как для реалистичности, так и для яркости передачи тонов и полутонов
Печать каталога
Метод печати зависит от количества экземпляров и требований к качеству изделия:
- Цифровая печать будет выгодной при небольших тиражах и сжатых сроках.
- Офсет — более бюджетный вариант, подходит для применения красок Pantone, выгоден при крупных тиражах.
- Ризография — технология создания множественных копий исходника. Применяется при создании бюджетных каталогов в виде небольших буклетов в 2-х цветах.
Постпечатная обработка
Используется для защиты печатных каталогов от повреждений и придания им презентабельности, лоска. К постпечатному этапу относятся: резка, высечка, ламинация, УФ-лакирование, биговка, фальцевание, тиснение, брошюрование.
Ламинация позволит избежать заломов листов
Советы по наполнению каталога
- Контент (картинки, текст, шрифты, цены) нужно продумывать до заказа. В случае с офсетом, отданный в печать оригинал-макет нельзя отредактировать или исправить. При цифровой печати сделать это проще.
- «Витрина» изделия — обложка. Она должна быть яркой, привлекающей внимание, содержать самые выгодные предложения и логотип компании. Размещая на обложке печатного каталога изделие из ассортимента, укажите страницу на которой оно находится.
- Важно создать максимально простой макет, который будет интуитивно понятен читателям, настроен на удобство покупателей и включать всю необходимую информацию для заказа. Клиент не должен путаться в артикулах, ценах.
- При написании текста, учитывайте потенциальные вопросы и возражения потребителей, проработайте их, закрыв все непонятные моменты или обеспечив возможность консультации в телефонном режиме.
- Заимствуйте решения конкурентов, улучшайте и внедряйте идеи, но без прямого наследования. Похожие каталоги двух разных марок не добавят популярности у целевой аудитории.
- Не гнушайтесь повторения успешных приемов. Например, если фирма ежегодно устраивает распродажу ко дню своего основания, это будет отличной традицией, которую обязательно запомнят клиенты.
- Чтобы определить частоту выпуска каталогов, тестируйте разные режимы и остановитесь на том, что дает самый большой отклик. Это либо регулярное обновление (раз на 3 месяца, например), либо ситуативное — под акцию, особый повод.
- Делайте мини-версии для промежуточных выпусков или под определенную тематику. Это менее затратная идея для поиска новых клиентов.
На видео продемонстрирован процесс офсетной печати каталогов:
Итоги
- Каталоги продукции предоставляют клиентам информацию о товарах/услугах и повышают лояльность целевой аудитории.
- Первый каталог создали в 19 веке, сейчас изобретением пользуются как оптовые, так и ритейловые компании во всем мире.
- По назначению печатные каталоги делятся на имиджевые, рекламные и периодические.
- Процесс создания каталога состоит из разработки дизайна, предпечатной подготовки, печати, постпечатной обработки.
- Для крупных тиражей используется офсетный способ печати, а для единичных экземпляров — цифровой.